Адрес456910, Челябинская область, Сатка, Пролетарская, 43а

Контакты администрации 8 (35161) 33296 satka-ppms@mail.ru

Что помогает ребенку быть успешным в учебе?

Семинар-практикум для учителей начальной школы "Что помогает ребенку быть успешным в учебе?" был проведен в 3 школах Саткинского муниципального района

"Успех в учении -  единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться" В.А. Сухомлинский

В цикле семинаров на тему успеха учеников, приняло участие около 50  учителей начальной школы. Ведущий семинара педагог-психолог Татьяна Анатольевна Грибова.  

Проблемам эмоционального состояния человека посвящено множество работ, так как эмоции выступают одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения. Эмоции человека сложны и многогранны. И поскольку эмоциональное насыщение организма является его важной врожденной и прижизненно развивающейся потребностью, то и в учебной деятельности школьника следует опираться на его эмоциональную сферу.treningovaya-programma-uspeshnyy-uchenik-8421174.jpg

В процессе учения у школьника возникают различные эмоции и чувства. Одни обогащают деятельность, усиливают интерес к ней,
Непосильные трудности, постоянные неудачи и промахи, обидные замечания не только огорчают и разочаровывают ученика, но и могут привести к полной потере интереса к школе. Безусловно, учитель должен главным образом ориентироваться на положительное подкрепление учебной деятельности школьника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе учебной работы.

Учение только в том случае приносит удовлетворение, радость, воодушевление, если оно сопровождается успехом. Поэтому педагог должен позаботиться о том, что организуемая деятельность заведомо скрывала в себе ситуацию успеха.

Американский психолог У. Глассер, имеющий многолетний опыт работы с детьми-«неудачниками», пишет: «Независимо от количества прошлых неудач, происхождения, культуры, цвета кожи или уровня материального благосостояния, человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном… Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни»

Автором феномена «ситуация успеха» является А.С. Белкин, который разводит понятия «успех» и «ситуация успеха» следующим образом: «Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации». С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом».

Успех в учебной деятельности школьников имеет огромную силу, на что указывают высказывания многих педагогов:

Лукоянов Ю.Е.

«Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы»

Белкин А.С.

«…Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить ритм и стиль его деятельности, взаимоотношения с окружающими…»

Щуркова Н.Е.

«Переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание, неопытность. Личность ребенка словно вырастает в успехе, в то время как неудачи заставляют его скукоживаться, сворачиваться, замыкаться от сознания своей второсортности»

Натанзон Э.Ш.

«… Успех в деятельности воодушевляет и окрыляет человека, усиливает интерес к ней»

Сухомлинский В.А.

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться

Амонашвили Ш.А.

«Успех, радость – витамины учения. Конечно, и без них ребенок может учиться, но приносит ли такое учение пользу, усваивается умственная пища?»

Таким образом, ситуация успеха – это такое целенаправленное сочетание психолого-педагогических приемов, которые способствуют осознанному включению каждого учащегося в активную деятельность в зависимости от индивидуальных возможностей, обеспечивают положительный эмоциональный настрой учащихся на выполнение учебной задачи и адекватному восприятию результатов своей деятельности.

Непременным условием реализации ситуации успеха в деятельности учащихся являются следующие положения:

- учащийся должен приложить усилия для преодоления своего неумения,  незнания, неопытности; предложенное для выполнения задание должно быть доступным, а трудности должны нарастать постепенно (шаг за шагом, по мере уверенного выполнения учащимися предыдущего задания);

- учитель должен верить в ученика, в его возможности и способности, в оптимистическую перспективу его развития; предлагаемая деятельность должны приносить удовлетворение, а для этого необходимо, чтобы она скрывала в себе элементы творчества как созидательного усилия.

В помощь учителям на семинаре были предложены алгоритмы эффективной учебной деятельности и «Индивидуальная психофизиологическая карта учащегося», включающую в себя такие позиции как пол учащегося, состояние здоровья, тип нервной системы, латеральный профиль, ведущий канал восприятия. Заполняя данную карту, педагогу проще создать ситуацию успеха для ученика, понимая на какие сильные стороны обучающегося возможно опереться, и какие приемы и подходы будут точно эффективны в каждом случае.

Дата публикации — 16.12.2020
Автор — Педагог-психолог Т.А. Грибова