Адрес456910, Челябинская область, Сатка, Пролетарская, 43а

Контакты администрации 8 (35161) 33296 satka-ppms@mail.ru

Как помочь ребенку преодолеть страх пандемии

Даже если кажется, что ребенок особо не следит за новостями о коронавирусе, он чувствует, как нервничают взрослые, обсуждая между собой пандемию. Он может слышать что-то на эту тему от друзей, родственников, видеть сюжеты по телевизору, многое не понимать и пугаться. Если родитель никак не комментирует, не объясняет происходящие перемены, то оставляет ребенка со страхом неизвестности. А это один из самых страшных страхов, заставляющий фантазию работать и пугать все сильнее. 🙀

Стоит обсудить с ребенком происходящее в мире и помочь ему справиться со страхом и тревогой. Делать это надо в соответствии с возрастом.

По данным соцопросов, 86% детей страдают фобиями из-за коронавируса. Как родитель могут снизить уровень тревожности и количество страхов детей, связанных с пандемией?

ВАЖНО❗
Родителям следует разговаривать с детьми о сложившейся из-за пандемии коронавируса ситуации в стране и в мире. При этом объяснять, что происходит, нужно
- с учетом возрастных особенностей детей,
- не передавая им собственные страхи.

1. Кому страшнее – малышам или подросткам?

Дети раннего возраста и дошкольники самостоятельно в силу развития психики, интеллекта еще не очень понимают причин, последствий, возможных трудностей, которые могут возникнуть в ситуации, когда человек заболевает. Они ориентируются на то, как в этой ситуации себя ведет взрослый, насколько он переживает, как он реагирует на новые правила поведения, заботится ли о своей безопасности, не делает ли это слишком навязчиво, не пугает ли ребенка своими способами снижать собственную тревогу.
С дошкольниками можно обсудить сложившуюся ситуацию и переживания по поводу ее в форме игры или сказки, рассказать в сказочной манере о том, что есть злодей и опасности, как надо бороться, как можно победить это "чудище", и как мы все обязательно его победим.

Дети школьного возраста больше самостоятельно изучают, анализируют информацию, полученную в школе, в интернете, из других источников. Они постепенно формируют собственное представление о том, что происходит. В этом возраста важно, каким образом близкие взрослые реагируют, подросток ориентируется на это, смотрит, возможно, копирует то, каким образом родители себя ведут.
Взрослым важно не просто успокоить, а отвечать на вопросы ребенка.

Младшие школьники могут бояться, что заболеют и умрут не только их родители или друзья, но и они сами. Если они услышали, что от вызванной коронавирусом пневмонии умирают пожилые люди, то будут тревожиться и о своих дедушках и бабушках.
Ученикам начальной школы нужно честно, спокойно и в доступной форме, без преувеличений и чрезмерных эмоций объяснить, что происходит. Убедить детей: взрослые делают все, что в их силах, чтобы не случилось ничего плохого. Необходимо рассказать о мерах профилактики, которые предупреждают распространение вируса, и напомнить, что взрослые – родители, учителя – всегда готовы ответить на любые вопросы.

Ученики 5 -9 классов в курсе происходящего – читают новости в интернете, обсуждают их с друзьями, в соцсетях. Они могут беспокоиться о будущем, поэтому в разговоре с ними необходимо придерживаться фактов, не грузить своими страхами по поводу возможных апокалиптических сценариев.
Важно обсуждать с детьми, что они читали в сети или видели по телевизору, помочь им разобраться, каким источникам доверять, а каким не стоит. Также можно обсудить, как на глазах меняется мир из-за пандемии, какие фобии и опасные стереотипы проявляются в людях в такой ситуации, рассказать о позитивных примерах поведения. Если у ребенка появились признаки тревожности, необходимо расспросить его о том, что он чувствует, и объяснить, что эти эмоции вполне естественны.

Старшие школьники могут волноваться о том, как пандемия повлияет не только на их жизнь, но и на весь мир в целом, поэтому обсуждать с ними происходящее надо на равных. Часть школьников будет делать вид, что все это их совершенно не интересует. Но это может быть маской, под которой скрывается страх. Некоторым подросткам справляться с ситуацией помогает юмор. В любом случае надо пробовать заводить с ними серьезный разговор, обсуждать все, что показывают по телевизору или публикуют в сети. А еще – говорить о политических и экономических последствиях пандемии, о тех эмоциях, которые они испытывают в связи со сложившейся ситуацией.

2. Как сделать так, чтобы к детям пришло чувство спокойствия?

Очень важно помнить, что у нас есть способы себя обезопасить: соблюдать дистанцию, носить маску, перчатки, обрабатывать руки вовремя. Важно поговорить с детьми, что в школе всем измеряют температуру, что осуществляется контроль за состоянием здоровья.
Расскажите, что если мы сталкиваемся с коронавирусной инфекцией, и ребенок заболевает, уже есть современные способы помощи и ребенку, и взрослому. Это не конечная история, не крах, не беда. Можно получать медицинскую помощь, с коронавирусом можно бороться, получить медицинское сопровождение, которое эту ситуацию позволит побороть.

Таким образом, важно, чтобы ребенок услышал три аспекта:
✅первый – меры предосторожности, что мы можем сделать, чтобы не заразиться;
✅второе – мы можем получить медпомощь, если ситуация произошла;
✅третье – общий эмоциональный настрой, что с этой ситуацией можно побороться, у нас есть возможности, что мы не одиноки.

Детям иногда бывает полезно услышать, что дети болеют реже, легче, что детский организм более сильный. Это позволит детям почувствовать себя более уверенно, не так бояться ситуации. Нужно напоминать, что дети болеют проще, легче, часто бессимптомно.

3. По каким признакам можно понять, что у ребенка существует фобия?

При большой тревоге или снижении настроения, при депрессии всегда будет нарушаться сон. Если вы видите, что ребенок стал хуже засыпать, просыпаться ночью, рано вставать, не так, как обычно, это звоночек, который говорит о том, что ребенок не очень хорошо себя чувствует, что достаточно большой уровень тревоги и снижения настроения. Бывает, что при тревоге ребенок становится неактивным, не хочет есть, отказывается от еды, недоедает или становится привередливым. Это момент, на котором стоит заострить внимание.
В плане эмоционального благополучия критерием может быть изменение поведения: что-то непривычное в том, что делает ребенок в течение дня. Может быть, меняется настроение, ребенок стал вялым, плаксивым, не таким активным или, наоборот, чрезмерно подвижным. Обычно он спокойный, а тут не может усидеть на месте, стал возбужденным.
Возможны эмоциональные вспышки: когда ребенок обычно спокойно реагирует на бытовые моменты, а здесь, например, выражает гнев, маленькие дети начинают драться.

Если говорить про школьников, то у ребенка с чрезмерным уровнем тревоги или снижения настроения могут быть трудности в усвоении материала школьной программы, то есть обычно хорошо учился, а теперь ему трудно запомнить что-то, не может сосредоточиться, не включается в учебную деятельность при выполнении заданий. Это тоже может быть критерием, что с ребенком в эмоциональном плане что-то не в порядке.
Если родители замечают некоторые изменения, тогда надо обращаться за помощью.

Самое важное, это быть рядом в трудный момент. Быть спокойным, готовым отвечать на любые вопросы, выслушивать, а не обесценивать. Такие слова, как "здесь нечего бояться" и "всем страшно", могут заставить ребенка думать, что его эмоции не важны.
Следует давать понять, что бы ни произошло, родитель сильный и всегда защитит

semja-koronavirus.-izobrazhenie-freepik-com-1068x686.jpg

Дата публикации — 25.11.2020
Автор — Педагог-психолог Т.А. Грибова